Quicktext hotel chatbot
Блог отеля Оболенский

Троицкий мост


Ну хорошо: прогулялся по Летнему саду или, скажем, параллельным ему маршрутом по Марсову полю, а дальше? Тут лично для меня вопросов нет: конечно, на Троицкий мост! Быть в Питере и не взглянуть на него с Троицкого моста – ну это как минимум не увидеть одной из лучших питерских панорам. И обязательно пешком, своими ножками, из окна машины – не совсем то, потому что этот вид, эту панораму – вот прямо хочется вдыхать, полной грудью, верьте мне! Если один раз взглянешь – то потом не оторвешься.

Вообще, конечно, самый «выставочный», самый «открыточный» мост Санкт-Петербурга, если брать именно «большие» мосты, то есть, через саму Неву и ее главные рукава – то самый популярный, само собой, мост Дворцовый. Да, но чтобы посмотреть на Дворцовый мост – лучше всего это сделать именно с Троицкого! Потому что как раз с Троицкого – видно вот вообще всё. И как Нева расходится на Большую и Малую, обнимая Стрелку Васильевского острова, и Зимний дворец по левую руку, и Петропавловская крепость по правую, и величественный Исаакий чуть на дальнем плане – шикарно.


А обернешься – тут тебе и Литейный мост, и «Аврора», и далее – и Смольный, и «Пески Петербурга», и даже «Кресты»...

Окей, поговорим о питерских мостах в целом. Знаете, сколько их всего? Скажем так: с учетом некоторой имеющейся «подвижности» административных границ города – можно считать, что почти полтысячи! И двух одинаковых... Вот на Руси – нет двух одинаковых храмов, а поскольку мосты для Питера – тоже своеобразные «храмы», то и двух одинаковых в Питере тоже нет. И за каждым – своя история, неповторимая и удивительная. И это прекрасно.

Самые первые условно «постоянные» мосты были «наплавные»: это когда на длинный ряд «плашкоутов», то бишь по-современному «понтонов» - укладывается деревянный настил, ну и, в общем, двигаться можно. Не очень надежно, но других тогда не было: тут тебе и непростой характер Невы, и недостаточный пока уровень строительных технологий.
Вот и Троицкий мост изначально был наплавной. И всегда был именно «Троицкий», потому что вёл к Троицкой площади на Петроградской, тогда еще Петербургской стороне, а Троицкая площадь – вообще самая первая площадь Северной столицы.


Самым первым действительно постоянным мостом через Неву стал (если кто вдруг не знает) Благовещенский мост, 1850 года открытия, «Дивное ожерелье красавицы Невы...» Затем в 1879 году последовал мост Литейный, давшийся очень-очень непросто, увы, и с человеческими жертвами... а к самому концу XIX века встал вопрос и о «реновации» Троицкого: очередь до него дошла не сразу по той простой причине, что ширина Невы в этом месте максимальная. Но в итоге дошла, и в 1891 году был объявлен тендер, а по-тогдашнему – просто конкурс...

На самом деле, история строительства питерских мостов – это не только история города, но еще и история Технического Прогресса, и история крайне увлекательная! Появлялись новые технологии, придумывались новые стройматериалы, так сказать, и всё это незамедлительно применялось на пользу людям и процветание Града Петра! Скажем, тот же Благовещенский мост в первой своей «редакции» - он еще чугунный; но вскоре Человечество в лице лучших своих представителей научилось создавать прочные конструкции на стальной основе, и Троицкий мост строился уже с их интенсивным применением... да, чугун и сталь – это разные вещи, хоть и из одного железа!

Слушайте! На самом деле знакомиться с техническими деталями мостостроения в правильном описании – увлекательно даже для гуманитариев! Если с точки зрения чистой архитектуры мосты – это «Водная симфония», то с точки зрения технологий – это истинная Поэма. Различные «балки», «фермы», «консоли», «арки», «распоры», «балансы сил» и «передача напряжений» – Музыка! А «технари» еще говорят, что Сопромат – очень трудный и скучный предмет.


В общем, был объявлен Конкурс – и участвовало в нем сразу 17 различных проектов. Сам Густав Эйфель участвовал, как раз освободившийся после возведения одноименной башни в Париже! Свой вариант прислал даже Станислав Валерианович Кербедз, главный строитель самого первого Благовещенского моста, а было Кербедзу тогда уже за 80 лет! В итоге для дальнейшего рассмотрения было отобрано пять проектов, и тут...

И тут в дело вступила французская фирма «Батиньоль», в то время – действительно одна из лучших компаний в своем деле.

Опустим сейчас все дальнейшие «скандалы, интриги, расследования», взаимные упреки как в «непатриотизме», так и в «патриотизме квасном», и намеки на возможную «коррупционную составляющую». Скажем лишь, что «Это дело политически важное!», как раз в те годы формировалась будущая «Антанта», и определенный «реверанс» в сторону Франции был немаловажен с геостратегической точки зрения. В общем, в итоге решение было соломоново, оно же «и вашим и нашим»: строить мост по французскому проекту, но российскими силами и на базе отечественного производителя. На том и порешили.

Но кстати: в Троицком мосту есть и на 100% «русская часть»! Взгляните на ту часть, что примыкает к Петроградской стороне, назовем ее условно «эстакада». Видите, что она отличается от основной части?


Так и есть: потому что согласно «Батиньолевскому» проекту там должна была появиться просто длинная насыпная дамба. Что, французы не могли «на всю длину» свой проект «протянуть», решили маленько «срезать»?


Вот не могли. Те самые «балки-консоли-фермы» плюс ширина Невы, и «вытянуть» мост при сохранении требуемой прочности, архитектурной привлекательности и «кредитов выделяют в недостаточном количестве» – не выходило никак. Потому и возникла тема дамбы.

«Не позволим, понимаешь, уродовать историческую часть города! Тем более приезжим!» – прозвучало на самом высшем уровне, и прозвучало совершенно справедливо. В итоге и появилась та самая «эстакада», спроектированная русскими инженерами и весьма гармонично «замкнувшая» всю конструкцию.

Ну вот. Движение по Троицкому мосту было открыто в 1903 году. С 1934 по 1991 год мост носил имя «Кировский». До возведения моста Александра Невского в 1965 году Троицкий мост оставался самым длинным в Петербурге-Ленинграде – 582 метра.

А еще по Троицкому мосту, тогда еще наплавному, конечно, Пушкин однажды ехал на Чёрную речку... интересно, о чём он думал в тот момент...


Вот такая история. Троицкий мост стоит не только увидеть: по нему стоит пройтись, и стоит пройтись хотя бы раз – непременно захочется пройтись еще.


Удивительные виды, и удивительная история – неповторимая...

Как и всё в Санкт-Петербурге...

;- )
Записки господина N